Социальный проект по
гражданско-патриотическому воспитанию
Тимошенко М.А., старший воспитатель МДОУ «Тельмановский ясли-сад «Катюша»
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители МДОУ «Тельмановский ясли-сад «Катюша»
Срок реализации проекта: 2019-2020 г.г.
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст, по утверждению психологов и педагогов является лучшим периодом для воспитания любви к малой родине и Отечеству.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, ощутить свои «корни в родной земле». Но, только совместными усилиями МДОУ и различными секторами общества нашего поселка более эффективно и качественно будет проходить развитие гражданско-патриотического воспитания дошкольников
Поэтому возникла необходимость создания системы работы дошкольного образовательного учреждения с представителями всех субъектов образовательной деятельности, родителей и благотворительных фондов.
Цель проекта: объединить усилия детского сада, семьи, общественности и других организаций, расположенных на территории поселка, в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Формировать чувство сопричастности к малой родине у воспитанников через познание историко – национальных и природных особенностей родного края, сопричастности к окружающему и развитию таких качеств как гражданственность, совесть, честь, достоинство, милосердие, дружбу.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Формировать у детей дошкольного возраста представо малой родине как месте, где человек родился и стране, где он живет;
- Формировать экологические знания о природе родного края и влиянии человека на нее;
- Формировать краеведческие знания об исторических традициях и культурном наследии родного края;
- Объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию;
- Развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки критичность мышления.
- Воспитывать у детей чувство гордости и любви к малой родине;
- Воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края; Поддерживать интерес к познанию культурного наследия наших земляков
Партнеры проекта:
Педагоги
МДОУ, родители
детей
|
Педагоги
ВМЕСТЕ с родителями планируют
работу по нравственно -
патриотическому воспитанию детей на основе воспитательно –
образовательной программы для детей дошкольного возраста «Донбасс – мой край
родной». Цель: вовлечь родителей в процесс познания
детьми прошлого и настоящего нашей Родины. |
Центральная
детская библиотека |
Педагоги
ВМЕСТЕ с библиотекарем центральной детской библиотеки Кич Т.Н. организовали клуб любителей книги «Катюша». Цель: знакомить
детей с творчеством детских писателей, пропагандировать безопасность
жизнедеятельности на основе
преемственности тематики мероприятий. |
ДДЮТ |
Педагоги ВМЕСТЕ с
руководителем кружка Дома детского и юношеского творчества Котковой
Е.А. проводят кружковую работу,
посещают краеведческий музей Цель: в игровой,
увлекательной, эмоциональной форме знакомить с народным декоративно –
прикладным искусством, с керамическими
изделиями, народными игрушками и т.д. |
Начальная
школа гимназии |
Педагоги
ВМЕСТЕ с учителями начальных классов гимназии организовываются совместные мероприятия (познавательные,
развлекательные, спортивные ), выставки детских работ, Цель: обогащение, амплификация детского развития через
непрерывный процесс обучения детей. |
Благотворительная
организация «Центр развития Донбасса» |
Педагоги
ВМЕСТЕ с представителями
благотворительной организации
участвуют в социально значимых проектах. Цель:
улучшение материально – технической базы МДОУ, проявление честных партнерских
отношений . |
Краткое
описание проекта:
Ознакомление
с родным поселком и родной страной процесс длительный и сложный. Он не может
проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного
отношения к родному краю к его историческому наследию можно достичь только
систематической совместной работой представителей всех субъектов
образовательной деятельности, родителей и благотворительных фондов.
Механизм реализации проекта.
I этап
Подготовительный
август-сентябрь 2019 г.
Цель: подготовка условий создания проекта гражданско-
патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную правовую базу.
2. Разработать, обсудить
проект с социальными институтами поселка (гимназия, детская библиотека,
краеведческий музей) по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать
материально-технические, педагогические условия реализации проекта.
4.Подобрать диагностические методики по
основным направлениям проекта.
5.Совместно с участниками проекта подобрать наиболее
эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
6. Разработать методические
рекомендации по гражданско- патриотическому воспитанию.
II этап практический
Внедрение и реализация
октябрь 2019 г - апрель 2020 г.
Цель: реализация проекта по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Расширять и укреплять
связи и отношения с начальной школой гимназии с учреждением дополнительного
образования, культуры и социумом.
2. Вовлекать в систему
патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной
деятельности.
3. Проводить мониторинг
реализации программы.
III этап практический
реализация и корректировка
сентябрь 2019 г- март 2020 г
Цель: реализация проекта по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1.Расширять и укреплять связи и отношения
МДОУ с начальной школой гимназии,
учреждениями дополнительного образования, культуры и социумом.
2. Привлекать общественность, СМИ.
3. Распространять приобретённый опыт
воспитания патриотизма среди дошкольных учреждений района.
4. Проводить мониторинг
реализации проекта.
IV этап аналитический
Отслеживание и анализ результатов
апрель -май 2020 г.
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
3. Спланировать работу на следующий период.
Мероприятия по реализации проекта
по
гражданско – патриотическому воспитанию
«Воспитываем патриотов вместе»
Сентябрь |
1.Рассматривание фотоальбомов с
семейными фотографиями «Моя семья». Цель: развитие
социального и эмоционального интеллекта, формирование уважительного отношения
и чувства принадлежности к своей семье.
2.Морально
– этическая беседа с детьми о домашних
обязанностях, о семейных традициях и праздниках. Цель: активизировать
стремление воспитывать любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим,
укреплять связи поколений в семье.
3.Изготовление
панно «Моя семья» (кружок «Умелые ручки в ДДЮТ) Цель: Сформировать
умение передавать свои впечатления
через изодеятельность.
4.Экскурсия
к памятнику «Родина – мать» Цель: развивать
интерес к истории родного края, знать что 8 сентября – День освобождения
Донбасса и жители всего поселка отдают дань памяти о своих земляках, знать о значимости
этого праздника.
5.Оформление
холла МДОУ на тему « 5лет Донецкой
Народной Республике – растем вместе с Республикой» Цель: формировать у
детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального
статуса.
|
Октябрь |
1.
Беседа «Знакомство с профессией библиотекарь» Цель: закрепить
знания детей о библиотеке, познакомить с профессией библиотекарь, рассказать
о значимости и содержании труда
библиотекарь.
2.
Экскурсия в библиотеку Цель: познакомить
детей со структурой книг (обложка, страница, переплет, иллюстрации). Воспитывать
бережное отношение к книге.
3.
Час поэзии «Осень в гости к нам пришла». Цель: обогатить
мировосприятие детей красотой поэзии, познакомить с произведениями русских
поэтов об осени.
4.Конкурс
- выставка рисунков «Золотая осень» в начальной школе Цель: формировать у
детей любовь к родной природе, воспитывать желание нарисовать иллюстрацию к
знакомым стихотворениям.
|
Ноябрь |
1.Смотр
- конкурс по оформлению уголка по патриотическому воспитанию в
группах Цель: включать
детей в подготовку материала для
оформления уголка, продолжать знакомить детей
с символами Донецкой Народной Республики: флагом, гербом, гимном.
2.
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» Цель: Способствовать
активному участию родителей в жизни детского сада, популяризировать любовь к
спорту, здоровый образ жизни.
3.Работа
с Благотворительным фондом «Центр развития Донбасса» Цель: продолжать
формировать гражданственность детей через воспитание уважения к деятельности
людей прославивших Донбасс, наших земляков, родившихся в поселке Тельманово
(детский писатель Немов Е.И.)
|
Декабрь |
1.Игра
– путешествие по зимним сказкам Цель: воспитывать у
детей интерес к литературе в целом, расширять знания детей о сказках на
зимнюю тематику продолжать знакомство с детским писателем Наумовым, нашим
земляком
2.Создание
книжек – малышек «Книжка своими руками» Цель: развивать у
детей интерес к созданию собственной книги и иллюстрированию знакомых
произведений знакомых произведений доступными
изобразительно – выразительными средствами.
3.День
добрых дней «Книжкина больница» Цель: продолжать
учить детей бережно относиться к книгам: не рвать, не рисовать в них, по мере
необходимости подклеивать их самостоятельно или с помощью старших.
4.Консультация
для родителей «Почему детям необходимо читать книги» Цель: приобщать
родителей к приобщению детей интересу к книге и чтению художественной
литературы.
|
Январь |
1.Праздник
«Рождество» Цель: продолжать
знакомство с народными праздниками
2.Игры
– соревнования «Смелые, ловкие, умелые» с первоклассниками начальной школы (выпускниками детского сад) Цель: развивать у
детей желание заниматься спортом, продолжать преемственность между детским
садом и школой.
|
Февраль |
1.Рассматривание
иллюстраций и фотоальбомов в детской
библиотеке Цель: познакомить
детей с картиной «Богатыри»
В.Васнецова, репродукциями и
иллюстрациями картин донецких художников.
2.Праздник
«Рождество» Цель: продолжать
знакомство с народными праздниками.
3.Совместный
досуг «Папа – гордость моя» Цель:
способствовать активному участию родителей в жизни детского сада.
4.Вернисаж
рисунков ко Дню защитников Отечества Цель:
способствовать раскрытию творческих способностей детей
|
Март |
1.Неделя
интересных дел (совместно с ДДЮТ) Цель: продолжать
знакомить с международными праздниками, развивать желение выполнять
творческие задания
2.Родительское
собрание с участием учителей начальных классов «Внутрисемейные отношения и
эмоциональное самочувствие будущего
школьника» Цель: Сформировать
у родителей понимание того, что они являются примером для детей в стремлении
к духовному росту,
3.Знакомство
с Красной книгой Донбасса Цель: формировать
первичные представления о природном многообразии Донбасса, продолжать
знакомить детей с представителями животного и растительного мира Хомутовского заповедника
4.
Эколого – литературное путешествие Цель: формировать
основы экологической культуры, расширять знания того – что человек часть
природы. |
Апрель |
1.Акция
«Наш лес Победы» Цель: воспитывать
уважение к защитникам Родины, в
эмоциональной форме продолжить знакомить с ветеранами Великой Отечественной
войны.
2.Оформление
холла к празднованию 75летия Великой Отечественной войны. Цель: привлечь детей
и их родителей к подбору материала о ветеранах, живших и живущих в нашем поселке,
воспитывать патриотические чувства.
3.Посещение
выставки «Наши герои» в краеведческом музее ДДЮТ Цель:
продолжать формировать гражданственность детей через воспитание уважения к своим землякам и чувства гордости за их
деятельность и достижения
|
Май |
1.Час
мужества «Никто не забыт – ничто не забыто» Цель: Познакомить
детей с художественными произведениями о
Великой Отечественной войне
2.Конкурс
чтецов, посвященный Дню Республики Цель: углублять и
уточнять представления о Родине, поощрять интерес к событиям, происходящим в
стране. Формировать у детей интерес к художественному слову
4.
Участие в конкурсе рисунков на тему «Голубь мира» Цель: мотивировать детей к выполнению творческих
заданий, воспитывать патриотические чувства
3.
Оформление помещения и территории МДОУ ко Дню защиты детей Цель:
продолжать знакомить с праздниками, формировать представление о себе, как об активном члене общества.
Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада
|
Результаты
проекта: